Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Театр Манекен, г. Челябинск, ул. им. А.С. Пушкина, 64

«Объективный взгляд»

04.10.2017

В рамках проекта «Галерея Манекен» в театре экспозиция работ известного столичного фотохудожника Владимира Филонова «Пространство мифа» («Точка перегиба»). Сейчас экспонируется вторая часть, посвящённая характерным событиям в жизни нашей страны периода конца XX — начала XXI веков.

Фотограф запечатлевает историю
Не документальный фотопроект «Пространство мифа» («Точка перегиба»)
Части 1 и 2.

Много кадров разных времен и мест… Каждый по отдельности – репортажный, часто воспроизводящий известные композиционные «шаблоны» (искажение перспективы, акцент на морщинах персонажа, типичная бытовая сценка и т. д.).

Но вот выкладка из десятков (и сотен) кадров, черно-белых и цветных – и совокупная картина резко меняется: перед нами «портрет времени», или, точнее, нескольких «времен» вроде бы одного и того же «объекта» — страны.

Это уже не репортаж – публицистика. Зритель видит «лицо времени-страны», люди постарше соотносят со следами памяти о тех временах, где-то соглашаясь, где-то нет. Но изображение «объективно» (в том числе от слова «объектив»). Фотография относительно «бесстрастна», предъявляет то, что имело место на самом деле. И акцентируется на деталях среды, с ними не поспоришь.

Что же обнаруживается?

Наша память так устроена, что «в молодости небо было голубее и вода мокрее…». Оборачиваемся назад — обнаруживаем странную конструкцию, когда мы с портретами «главных вождей» как бы радостно идем перед местными «вождями», а потом отправляемся в свои довольно убогие «будни».

Никто и предположить не мог, что такой распорядок жизни может рухнуть, единственное, что надо бы – это подлатать, починить. (Власть мудрая и всесильная – сделает!). Уберут долдонов-пропагандистов, перестанут врать про достижения и ликвидируют дефициты и блат. Повеяло «духом свободы»!

Чем на практике это обернется – и в мыслях не было. Наивные…

И вот ОНО началось…

Весь отобранный фотоматериал пришлось поделить на две части: «до» и «после». Чтобы не валить в одну кучу, чтобы хоть как-то развернуть тему, сначала была представлена первая часть – из 70—80-х к началу 90-х.

Первая часть — последние десятилетия и годы СССР, вплоть до момента путча и расстрела Белого Дома в октябре 1993 г. — была выставлена в течение месяца.

Ныне в Центре искусств «Театр+Кино» демонстрируется часть вторая.

Вторая часть проекта — то, что и как пошло «после того как»… Вплоть до наших дней.

Репортажность каждого отдельного кадра в подборке времен превращается в публицистику, мозаичную совокупность символов «нового бытия». Для тех, кому сейчас 20—30 лет это во многом уже «история», которая была «когда-то давно».

Эйфория первых месяцев довольно быстро сменилась блошиными рынками, «приватизацией» с последующими переделами и «разборками на пустырях», быстрым и резким имущественным расслоением населения и «провалом» большинства… Каждый выкручивался как мог — кто огородом, кто «челноком».

А дальше – вместо «свободы» централизация всего подряд, «стягивание в точку» всего и вся – и политики, и налогов, и «информационного пайка». При одновременной всё более глубокой «провинциализации провинции». Внешняя мишура рекламы и саморекламы, непритязательных развлечений и разного рода имитаций прикрывает формирование «вертикали власти», призванной фиксировать статус-кво состоявшегося социального (имущественного, культурного, политического и т. д.) распределения ролей.

И тут обнаруживается, что фотография объективно (и беспристрастно) фиксирует противоречивость «нового» жизненного устройства. Обнаружение, «прочтение» существа этого процесса – уже за зрителем.

Дм. Алешко
 
 
Из биографии

Владимир Филонов

Год рождения 1948. В 1965 (во время учебы в институте) осознано взял в руки фотоаппарат «Смена-2», а затем «Зенит».

В 1968 вступил в Запорожский фотоклуб, потом несколько лет его возглавлял. Началом активной творческой деятельности можно считать 1971. В 1991 оставил профессию инженера-электронщика и стал профессионалом-фотографом в журнале «Moscow Magazine». С 1992 — фотограф в газете «The Moscow Times». С 1971 по 1990 активно выставлялся.

Работы были представлены более чем на 500 выставках и салонах в 30 странах мира, получили более 100 наград, публиковались в книгах и периодических изданиях. Лауреат Премии Москвы в области журналистики за 2003 год (фотопроект «Лица Москвы»).

Лауреат премии Союза журналистов России за 2002 год (книга «Reflections 1992—2002»). В 2003 — выставка в библиотеке конгресса США, в 2005 — в Израиле, в 2012 — в ММАМ Москва, 2013 — премия коллегии адвокатов, 2015 — выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Фотогалерея