Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Театр Манекен, г. Челябинск, ул. им. А.С. Пушкина, 64

История

О театре. История

Своё начало театр «Манекен» берёт в далёком 1963 году: в челябинском политехе рождается студенческий театр эстрадных миниатюр. Первого апреля 1963 года в актовом зале института с большим успехом выступила сборная группа факультетов с премьерой «От сессии до сессии», эта дата и стала днём рождения театра.

Первыми режиссёрами спектаклей были братья Морозовы, Анатолий и Борис. Анатолий приехал в Челябинск после окончания московского вуза. Преподавал на кафедре летательных аппаратов. Имя Анатолия Морозова навсегда связано с историей театра «Манекен» — он стал первым художественным руководителем легендарного СТЭМа. Борис Морозов был студентом вуза и готовился стать специалистом по обработке металлов давлением, но стал выдающимся театральным педагогом и режиссёром.

В 1967 году премьеру спектакля «Любава» увидел Челябинск, а театр получил звание лауреата I Всесоюзного фестиваля студенческих и эстрадных театров и первую премию ЦК ВЛКСМ. Вслед за этим участвовал во Всепольском фестивале студенческих театров со спектаклем «Предъявите ваши сердца».

В истории «Манекена» множество участий в различных конкурсах и фестивалях (Горьковский фестиваль студенческих театров, фестивали во Вроцлаве и Ташкенте и др.); в большинстве случаев артисты и режиссёры становились лауреатами. «Манекен» фотографии которого часто мелькали в местных газетах, в 1973 году широко отметил своё 10-летие, побывав со спектаклем «Петербургские повести» в Тарте, Москве и Таллине. В 1980 году состоялось событие, которого ждал весь город: театр обзавёлся собственной сценой, которая находилась в подвале студенческого общежития. Удивительный факт: большинство ведущих актёров не имели специального образования. Лишь в 1990-е, после осознания правильности своего творческого пути, они стали поступать в Челябинскую академию искусств и культуры. В 1992 году «Манекен» приобрёл звание муниципального театра. В коллективе рождаются свои таланты; на смену братьям Морозовым приходят новые режиссёры. Когда-то работавший преподавателем кафедры теоретической механики Юрий Бобков, обладая незаурядным дарованием, становится творческим лидером и художественным руководителем театра.

С 1988 по 2000 год «Манекен» при поддержке Министерства культуры и Союза театральных деятелей России проводил свой фестиваль — «Театральные опыты», традиционный международный фестиваль-лабораторию. Свои спектакли здесь представляли театры Грузии, Латвии, Германии, Белорусии, Польши, Чехии, Швеции, Турции, Словакии, Франции. Показывали свои спектакли Евгений Гришковец, Андрей Могучий и многие другие известные сейчас режиссёры и театральные деятели.

Год 2000-й стал особенной вехой в истории театра, поскольку он переехал в новое здание с большой и малой сценами. Теперь посмотреть уникальные спектакли можно в самом центре города, в здании кинотеатра им. А.С. Пушкина. Там же открыт Центр искусств «Театр+Кино», который полюбился Челябинскому зрителю.

В 2003 и 2008 годах Юрий Иванович Бобков набирал курсы по подготовке артистов драматического театра в Челябинском государственном институте культуры. В 2007 и 2012 году труппу пополнили более 15 его выпускников, 9 из которых работают в театре по сей день.

Гастроли

Помимо участия в разнообразных художественных фестивалях, «Манекен» успевал и гастролировать. Сначала это были города Челябинской области, но по прошествии нескольких лет театр стал известен всей России. В 1969 году показаны 4 спектакля в Новосибирске; в 1975-м Москва увидела «Театральные комедии» и «После сказки». С 1983 по 1987 год «Манекен» входил в состав концертных бригад, которые гастролировали по Архангельской, Пермской областям, в Республике Коми, на Сахалине. В 1990 году состоялся первый выезд за границу — на международный фестиваль в Де-Мойне (Айова, США). Спектакль «Чёрный человек» завоевал несколько престижных наград, и театр дал представления ещё в нескольких городах США и Канады. В 1991–1993 годах шли активные гастроли по стране со спектаклями «Чёрный человек» и «Пеппи». В 1996 году покорена Европа: спектакль «Дон-Жуан» увидели в Вене, Братиславе, Праге. В 1998 году снова была Америка, на этот раз Чикаго и Су-Сити (Айова). Также челябинский театр посетил с гастролями Испанию, Германию, Италию, Данию.

Закрытие

В 2009 году учредителем Центра искусств «Театр+Кино», принято решение об «оптимизации» расходов, ведущем к фактическому его закрытию. Решение вызвало бурную реакцию общественности. Поднялась не только местная, но и столичная пресса: «5 канал», канал «Культура», радиостанции «Эхо Москвы» и «Свобода», газеты «Новые известия», «Московский комсомолец», «Российская газета», журнал «Итоги».

Письмо президенту Дмитрию Медведеву о защите театра «Манекен» подписали ведущие режиссёры и театральные деятели страны: Галина Волчек, Анатолий Ширвиндт, Марк Захаров, Сергей Женовач, профессор РАТИ Леонид Хейфец, Евгений Стеблов, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Пётр Фоменко, Евгений Князев и др. Среди заступников театра, выступивших с видеообращениями, были Александр Калягин, Сергей Миронов, профессор РАТИ Олег Кудряшов, Евгений Гришковец.

Противостояние общества и властей закончилось половинчатыми решениями: отныне театр «Манекен» будет иметь статус «муниципальное автономное учреждение культуры»; финансирование сокращено вдвое против прежнего, руководство вынуждено уволить треть сотрудников. И тем не менее театр выстоял, выжил и продолжил работу в полном объёме. «Манекен» оказался очень силён и любим. Он продолжил работу, запустив новые проекты «Арт-бессоница» и «Сердцебиение» — серию театрализованных ночных мероприятий: пластические спектакли, полнометражные и короткометражные фильмы, перформансы и живая музыка. Таким образом, Центр искусств «Театр + Кино» стал местом для самовыражения для современных музыкантов, хореографов, художников и других творческих людей Челябинска и всей страны.

Новая история

Несмотря на тяжелейшее эмоциональное и финансовое состояние, в ноябре 2009 года театр сыграл премьеру «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона, этот спектакль по сей день считается флагманом театра. В 2010 году с театр принял с ним участие в театральном фестивале, организованном Профессиональной театральной ассоциацией Америки (Венеция, Флорида), где получил призы и награды за выдающуюся режиссуру (Ю. Бобков), лучшие женские роли (Марианна Захарова, Наталья Кораблёва), лучшую женскую роль второго плана (Наталья Кирич), лучшие мужские роли второго плана (Александр Березин, Алексей Бутин), лучшую визуализацию, лучшую музыку к спектаклю, лучший актёрский ансамбль, плюс неофициальный приз коллег «Закулисное признание».

В 2011 году художественный руководитель Ю. Бобков и артист В. Жеребцов отправились в Грузию для участия в международном театральном проекте — постановке шекспировской пьесы «Троил и Крессида» с участием грузинских, осетинских, русских и английских актёров и режиссёров.

За последующее десятилетие «Манекен» выпустил 22 премьеры; среди них «Дикарка», «Однажды в…», «Галатея Собакина», «Женитьба», «Тайный жар», Spocky Noki и «Гринч»; получил множество призов на областных, всероссийских и международных фестивалях. Стали активно ставить приглашённые режиссёры: Владимир Филонов, Александр Черепанов, Вячеслав Харюшин, Алексей Тетюев.

В 2016 году в труппу вошли 5 выпускников мастерской Владимира Фёдоровича Филонова, которые работают в театре по сей день.

В 2021 году в качестве режиссёра принят Игорь Бармасов. Создана и активно развивается линия спецпроектов «Манекен+». Появились проекты «Очень Плохой Театр», «Театральная Манекениада». Театр ведёт активное взаимодействие со зрителями при помощи мастер-классов, лекций, открытых показов читок, эскизов и других новых форматов.

В 2021 году при поддержке СТД РФ, театр «Манекен» стал организатором первого форума для профессиональных артистов Челябинской области, где педагогами выступили Игорь Яцко, Мария Шмаевич, Михаил Каргапольцев и Сергей Землянский.

В 2022 году «Манекен» провёл первую режиссёрскую лабораторию «Коды будущего. Проза в драме». Режиссёрами 4 эскизов по прозаическим материалам выступили выпускники Российского института театрального искусства — ГИТИС, а экспертами стали известные режиссёры, художники и критики Москвы и Санкт-Петербурга.

Театр «Манекен» каждый сезон радует своего зрителя новыми спектаклями и неожиданными решениями.